ВЯЗАНЫЕ РУНЫ. ГАЛЬДРАСТАВЫ
А.Платов, Алекс ван
Дарт "Практический курс рунического искусства"
Эта тема посвящена области рунического
Искусства, связанной с применением магических символов или, точнее,
изображений. Такое магическое изображение, наносимое на некий предмет,
называлось в Исландии став или гальдрастав (др. исл. galdrastafr, от
galdor «магия» и stafr «знак», другое значение — «прут»). В самом общем
смысле гальдрастав представляет собой любое изображение, имеющее
магическое содержание, в более узком — компактный символ, тем или иным
образом связанный с рунами.
Рунической техникой, переходной от использования отдельных рун к
использованию гальдраставов, является техника вязаных рун. Вязаной
руной называется став, представляющий собой несколько рун, сплетенных в
единый магический символ. Собственно говоря, вязаные руны широко
применялись и в немагических целях (мы, например, нередко встречаем их в
надписях на поминальных рунических камнях), но здесь нас интересует
именно магический аспект их применения.
Во многих случаях вязаные руны составляются из тех же символов,
что и описанные выше рунетейнны, однако само сплетение их в один знак
(став) привносит в их действие нечто новое. Во-первых, это связано с
тем, что надпись превращается при этом в нечто единое и цельное,
усиливая магический эффект, а во-вторых, при сплетении нескольких (даже
двух) рун нередко в итоговом символе можно обнаружить «самостоятельно»
появившиеся новые руны. Так, например, при соединении рун Эваз и Лагуз
может появиться руна Тэйваз, при соединении Тэйваз и Альгиз — руна Ингуз
и т.д. Разумеется, этот факт необходимо учитывать.
Приведем здесь некоторые конкретные символы этого типа,
предлагаемые разными авторами (см. рис. ):
1. Эдред Торссон:
1.1. Для обретения мудрости и познания действительности
1.2. Для обретения материальных ценностей при сохранении мудрости и
щедрости
2. Найджел Пенник:
2.1. Удача
2.2. Сохранение любви
2.3. Процветание
2.4. Защита имущества
3. Антон Платов & RUNOWEGR:
3.1. Странствие-поиск
3.2. Благо
Гальдрастав — термин, происходящий, как уже упоминалось, от исл.
galdor «магия» и stafr «знак», — означает сложный магический символ,
который может быть нанесен как на специально для того изготовленный
амулет, так и на произвольный предмет. Здесь нас интересуют только
рунические гальдраставы, в историческом отношении представляющие собой,
вероятно, дальнейшее развитие искусства составления вязаных рун.
Классическим примером гальдрастава может послужить известная Руна Одина,
представляющая собой одно из его имен — Тунд (исл.Thundur, «Распятый»
или «Обладающий Громом»).
В отличие от вязаных рун, гальдрастав,
во-первых, может содержать значительно большее количество рун (известны
примеры гальдраставов, объединяющих до 10 рун), а во-вторых, гальдрастав
не всегда имеет четкую вертикальную ориентировку, обязательную для
вязаных рун (т.е. может, например, сочетать «стоящие» и «лежащие» руны
одновременно). Кроме того, под гальдраставом в широком смысле мы можем
понимать вообще комбинацию рисунков и рунических символов, в том числе —
и надписей (тейннов). Примером гальдрастава такого «объединенного» типа
может послужить став, рекомендуемый кругом RUNOWEGR для нанесения на
мешочек (шкатулку) для хранения рун-таувов.
Вероятно, гальдраставы — один из самых сложных разделов
прикладной рунической магии; на рисунках приводятся некоторые их
примеры.
Одна из наиболее распространенных в прошлом и наиболее известных
сейчас групп гальдраставов — это Эгисхьялъмы, т.е. «Шлемы Ужаса» (исл.
AEgishjalmur). Это четырех- или восьмичастные крестоподобные знаки,
простейший из которых представляет собой объединение четырех рун Альгиз.
Любопытно, что знаки этой группы были известны (в раннем Средневековье,
например) и там, где они не рассматривались как комбинация рун. Так, в
«Рунической магии» А.Платова приводятся примеры использования
двенадцатиконечного Эгисхьяльма скифами, сарматами, мордвой и т.д.
Простейший Шлем образуется из
четырехконечного креста заменой каждого луча на руну Альгиз; таким же
образом из креста восьмиконечного (известного также как «небесная
звезда») получается двадцатичетырехконечный крест, также принадлежащий
группе Шлемов. Этот символ был весьма распространен в средневековой
Европе; он украшал каменные здания и деревенские деревянные изделия, а
нередко использовался и в церковной утвари. Содержание обоих этих
символов — защитная, а точнее — охранная магия.
Вершиной развития сложных многоконечных крестов стал
распространенный средневековый магический символ, известный как
собственно Эгисхьяльм. Считается, что этот символ превосходит все
предыдущие по качеству обеспечиваемой защиты; многие современные авторы
называют его Крестом Непобедимости.
Наконец, в данной теме должна быть упомянута и группа
скандинавских магических символов, примыкающая к собственно
гальдраставам, но уже не имеющая прямой очевидной связи с рунами (хотя и
восходящая к той же традиции). Иногда такие символы называются
гальдрамюндами. Некоторые примеры символов этой группы даются на этой
странице.
Рекомендуемая практика
Говоря о практике по данной теме, мы прежде всего хотели бы
предостеречь читателей от излишне свободного творчества в области
создания вязаных рун и — тем более — гальдраставов. Создание магических
рисунков в рунической традиции — дело не простое, требующее, прежде
всего, определенной практики и опыта в использовании самих рун. Для
начала же мы порекомендуем для практического использования те вязаные
руны, изображения которых были приведены в иллюстрациях к данной теме, а
из гальдраставов — наиболее простые символы группы Эгисхьяльмов:
двенадцатиконечный крест и крест двадцатичетырехконечный, сложенный из
восьми рун Альгиз.
Источник www.asatru.ru
На главную
Понравился пост?
Поделись!
Случайная статья